Программа спецкурса «Современная журнальная проза» Пояснительная записка

Программа спецкурса «Современная журнальная проза» имеет своей целью ознакомление учащихся с наиболее интересными журнальными публикациями, получившими резонанс в читательских и литературных кругах конца ХХ — начала ХХI века.

Данный курс — попытка воспитания активного читателя, ощущающего потребность в систематическом знакомстве с новинками литературы.

Произведения в основном группируются в блоки вокруг имени писателя и по темам внутри них. Первоочередным критерием отбора произведений является степень их интереса для старшеклассников и несомненная свежесть, оригинальность, воспитательная ценность, присущая отдельным произведениям литературы рубежа веков.

Программа элективного курса призвана в первую очередь обеспечить интересы учащихся гуманитарного профиля. Отобранные для курса произведения так называемых малых жанров (рассказы, повести) позволяют при плотной занятости старшеклассников дать представление о современном литературном процессе.

Одной из задач, стоящих перед спецкурсом, является показ сложности, многопроблемности литературы последних лет с её мыслью о ценности и важности добра на земле.

Программа предназначена для работы в 11-м классе, но возможно её использование и в 9–10-х классах, при этом допустима замена одних произведений, авторов на другие, а количество часов может подлежать сокращению либо увеличению.

Учащиеся должны уметь:

  • определять тему и нравственные проблемы изучаемого произведения;
  • характеризовать героя на основании его поступков, взаимоотношений с другими персонажами, его речи и авторской характеристики;
  • выявлять художественные особенности конкретного произведения;
  • грамотно высказывать и обосновывать своё отношение к художественному произведению, выступать с сообщением, мини-исследованием, участвовать в беседе, диспуте, писать рецензии, отзывы, эссе.

Формы контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся:

  • устные и письменные развёрнутые ответы на вопросы;
  • характеристика персонажа и сравнительная характеристика нескольких персонажей (устная и письменная);
  • мини-исследования с последующим творческим отчётом;
  • написание сочинений разных жанров;
  • подготовка и защита рефератов;
  • участие в читательских конференциях.

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие.

Знакомство с «толстыми» журналами (обзор): «Новый мир», «Знамя», «Москва», «Октябрь», «Роман-газета XXI век», «Смена». Имена знакомые и новые на страницах журнальных публикаций: А. Адамович, В. Астафьев, Г. Бакланов, Ю. Буйда, В. Быков, Б. Екимов, Ф. Искандер, Е. Носов, В. Распутин, Л. Улицкая.


Тема 2. В. Астафьев. Последние публикации писателя.

«Ягоды для папы» («Роман-газета», №7, 2005). Образ автора-повествователя в рассказе. Автобиографичность рассказа. Попытка осмыслить всю свою прожитую семейную жизнь. Мысль об ответственности за семью, отец как учитель и наставник. Богатая символическая система в рассказе: горная река Чусовая как символ жизни со всеми её течениями и трудностями; дождь — символ беды, грядущей неприятности; Кутамышский мыс — символ вечности; земляника — счастливая жизнь, радость земного бытия.

«Весёлый солдат» («Роман-газета», №6, 1999). Смысл эпиграфа. Послевоенная эпоха как эпоха трагическая, наполненная горечью. «Жестокая» память фронтовика. Борьба за выживание, судьба фронтовика в рассказе. Проблема милосердия в рассказе, смысл названия. Образ рассказчика как собирательный образ русского человека. Своеобразие композиции. Язык сказителя в произведении. Пейзаж и его роль, смысл легенды о трёх реках.

«Жестокие романсы» («Роман-газета», №7, 2005). Война в изображении Астафьева. Автобиографичность рассказа. Галерея человеческих типов в произведении. Портретная и психологическая характеристика героя, духовный рост офицера Кольки-дзыка — Кольки Чугунова. Горькая судьба фронтовика.

«Пролётный гусь» («Роман-газета», №7, 2005). Драматические моменты истории страны и народа: война, трудная послевоенная жизнь. Воспоминания о прошлом и скромный облик фронтовика. Проблема справедливости в рассказе. Семья как главная ценность, ради которой стоит побороться за выживание. Отношение поколений в произведении. Роль эпизодических персонажей.

«Тень рыбы» («Смена», №1, 2000). «Улыбка волчицы» («Октябрь», №7, 1989). «Ельчик-бельчик» («Новый мир», №9, 1989).

Величественная красота и ранимость первозданной сибирской природы. Мысль об ответственности человека за природу в произведениях Астафьева. Борьба мира за выживание, человек на его пути. Приём очеловечивания в притче «Ельчик-бельчик», жанровое своеобразие. Обращённость к человеку в рассказе.


Тема 3. В. Быков.

«Полюби меня, солдатик…» («Дружба народов», 2001). Острая полемика по поводу рассказа В. Быкова. Современное осмысление социально-психологического среза войны. Нравственные основы личности в трагических коллизиях войны. Образ молодого бойца, его нравственная чистота. Женщина и война. Проблема милосердия и человечности в рассказе.

«Глухой час ночи» («Дружба народов», №3, 2001). Современные реалии в рассказе. Человек в условиях выбора. Нравственная проблематика произведения.

«Пасхальное яичко» («Дружба народов», №9, 2000). Изображение послевоенной деревни. Приметы времени в рассказе, трагичность бытия. Вставные эпизоды в рассказе: история Выползка, воспоминания Ганны. Специфика использования автором имён собственных. Приём внутреннего монолога, самохарактеристики в рассказе. «Женское счастье» Ганны. Смысл концовки.


Тема 4. Е. Носов.

«Сронилось колечко» («Москва», №1, 2002). Деревня накануне и во время коллективизации. Образ русского труженика, хозяина на земле. Поэтизация старого уклада, исчезающего из деревенской жизни. Роль вставных конструкций (рассказ деда о водяном). Представители власти в рассказе. Тема раскрестьянивания в произведениях Носова.

«Красное, жёлтое, зелёное» («Знамя», №10, 1992). Отражение особенностей времени в рассказе, уважение к человеку труда. Нравственное содержание рассказа. Судьба ребёнка, драматическая развязка, её смысл.

«Фагот» («Москва», №10, 2002). «Костёр на ветру» («Москва», №10, 1993). «Своя война» в показе Носова. Отсутствие фронта, развёрнутых военных действий. Яркость детали в рассказах. Смысл концовки в рассказе «Фагот». Тема памяти живых и мёртвых в рассказе «Костёр на ветру». История Алексея. Идея рассказа, толстовские традиции в показе войны. Нравственная проблематика произведений Носова.


Тема 5. Б. Екимов. Судьба человека в историческом контексте.

Рассказ «Возвращение» («Новый мир», №10, 1998). Проблема нравственных ценностей народа в меняющемся мире. Пристальный интерес писателя к сложному духовному миру человека. Лиризм мироощущения в рассказе Екимова. Тема духовной связи поколений. Пластическое восприятие природы во всём многообразии красок, звуков, запахов как особенность художественной манеры писателя. Поиск нравственного идеала в женских образах, сострадание и милосердие русской женщины.

«Враг народа» («Новый мир», №1, 1993). Мысль о необходимости хозяина на земле в рассказе Екимова. Главный герой как выразитель позиции автора. Семья — одна из человеческих ценностей. Отражение эпохи в рассказе (от раскулачивания до современных «врагов народа»). Роль внесюжетных элементов (пейзаж, интерьер, детали). Открытый финал рассказа, его смысл.

«Житейские истории» («Новый мир», №3, 1998). Жанровое своеобразие, обобщённый смысл названия цикла рассказов-зарисовок, продуманность их следования в порядке, раскрывающем идейный замысел автора. Образ пореформенной деревни. Боль автора за родную землю. Органичное единство художественного и публицистического в произведениях Екимова. Многоплановость и многопроблемность в цикле рассказов «Житейские истории»: проблема ответственности за прожитую на земле жизнь, проблема совестливости в человеке, «отцы» и «дети» и т.д.

«Возле стылой воды» («Новый мир», №10, 1996). Обострённое чувство угрозы гибели человека и всего мира как состояние души современного человека. История Сашки — отражение катаклизмов в истории нашей страны. Имена в рассказе. Облик рассказчика. Нравственное звучание произведения.

«Фетисыч» («Новый мир», №2, 1996). Пореформенная деревня — нищая и бесправная. Колхозно-совхозная бесхозяйственность и повальное пьянство среди оставшихся жителей вымирающей деревни. Образы детей как сохранившаяся надежда на возрождение. Проблема жизненного выбора, понятие гражданского долга. Образы учителей в рассказе. Роль пейзажа в раскрытии авторской идеи. Яркость характеров эпизодических героев. Образ гибнущей деревни. Смысл названия.


Тема 6. В. Распутин.

«Изба» («Наш современник», №1, 1999). Нравственная красота простого русского человека в рассказе. Вера в силы народного духа, золотое сердце русской крестьянки. Мотив разрушения и строительства. Судьба русской деревни. Символика в рассказе, сказовость, мифологизация повествования. Нравственные уроки рассказа Распутина.

«Женский разговор» («Москва», 1995). Тема разговора, диалога в произведении. Смысл названия. Психологический портрет Вики. Рассказ бабки о своей жизни. Трудная любовь Натальи. Две «женские правды» в рассказе. Антитеза как основной приём в произведении Распутина. Речевая характеристика героинь. Поэтическая картина природы, чистой, светлой, как антитеза «порушенному вековечному порядку». Надежда на осознание юной героиней своего «я», своего назначения на земле.

«Нежданно-негаданно». Современные реалии в рассказе. Ребёнок в бесчеловечных условиях преступного мира. Бессилие героя перед злой судьбой. Ощущение тотального неблагополучия современной России в рассказе.

«В ту же землю». Нераздельность природы и человека. Разорение российских деревень. Жизнь Пашуты. Портретная и психологическая характеристика Таньки, отношения бабки и внучки. Человеческая, гражданская боль писателя за боль другого человека. Пейзаж, интерьер и прочие средства характеристики героев.


Тема 7. Г. Бакланов.

Рассказ «Кондратий» («Знамя», №11, 1993). Человек в кругу семьи. Проблема «отцов» и «детей». Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение. Пристальный интерес автора к нравственным основам характера человека. Одиночество старика. Утрата нравственных традиций, дезориентация молодого поколения в произведении.


Тема 8. Новое слово в показе войны.

А. Адамович. Рассказ «Немой» («Знамя», №12, 1992). Необычность сюжета, конфликта в показе войны. Событие, поставившее героев перед выбором, цена любви. Драматичность повествования, суровая правда в показе событий, отражающих особенность эпохи. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Попытка писателя пробудить в человеке милосердие, любовь к ближнему, отвращение и ненависть к насилию. Публицистичность стиля произведения.

О. Ермаков. «Последний рассказ о войне» («Знамя», №8, 1995). Психологическая проза О. Ермакова. Нравственные основы личности человека в трагических условиях войны. Жизнь и смерть в рассказе. Абсурдность войны в Афганистане. Одиночество «афганца» в мирном обществе. Невозможность излечения от «афганского синдрома». Воспоминания Мещерякова о войне: тоска по родине, отсутствие надежды на выживание, расстрелы мирного населения, духовная изоляция. Образ Времени в рассказе. Основная мысль рассказа.


Тема 9. Новые имена.

Л. Улицкая. «Сонечка», «Дочь Бухары» («Новый мир», №1, 1993). Художественное своеобразие рассказов Улицкой. Цена любви в произведениях писательницы. Отсутствие дидактичности в её рассказах. Размышление о том, чем жив человек. Нравственная красота героинь Улицкой, их непохожесть на других и одиночество. Поиски идеала в женских образах. Сострадание, милосердие и жертвенность женщины в произведениях Улицкой. Обострённое чувство горечи, боли за своих героинь и одновременно любование ими. Своеобразие языка произведений Улицкой.

Ю. Буйда. «Весёлая Гертруда» («Знамя», №9, 1994), «Синдбад Мореход», «Пятьдесят два буковых дерева», «Всё больше ангелов».

Тематическое планирование курса (34 часа)



п/п
Название темы. Количество часов Виды учебной деятельности и формы её организации
1 Вводное занятие (1 час). Знакомство с «толстыми» журналами. Имена знакомые и новые авторы журнальных публикаций. Мини-лекция учителя с демонстрацией журналов.
2 Последние произведения В. Астафьева (5 часов). Рассказ «Ягоды для папы». Несколько слов о писателе В. Астафьеве. Беседа о первоначальном восприятии предварительно прочитанного учащимися рассказа В. Астафьева «Ягоды для папы». Работа с текстом рассказа. Групповая работа — сопоставление эпизодов, определение их функций. Индивидуальная работа — «Система символов в рассказе»: горная река Чусовая как символ; Кутамышский мыс; земляника как символ радости жизни.
  Повесть «Весёлый солдат». Судьба фронтовика. Показ послевоенной эпохи как эпохи трагической, наполненной горечью. Чтение и анализ ключевых эпизодов — работа в малых группах.
А. Эпизод первый. Бой: точная датировка; жестокая память; пейзаж и его роль; изобразительные средства в описании местности под деревушкой в Польше; портрет убитого немца; бессонная ночь после боя.
Б. Эпизод второй. Солдат женится. В бане: размышления рассказчика об истоках, причинах откровенной прямоты своего повествования, нарочитой грубости в поведении героя-рассказчика; роль рассказа о трёх реках, его близость жанру легенды, сказания.
В. Эпизод третий. В военкомате: судьба фронтовика; размышления о том, что есть истинный героизм; противостояние Вани Шаньгина и майора.
Г. Эпизод четвёртый. Смерть Лидочки: смерть первенца и смерть немца, смысл параллели.
Д. Эпизод пятый. Пленный солдат: проблема милосердия и загадка русской души; слова пленного немца — в названии повести; смысл названия.
Е. Эпизод последний. Через много лет: смысл возврата в концовке к начальным строчкам повести; горькие воспоминания и очистительная скорбь в повести.
Заключительная аналитическая беседа о языке повести, смысле названия, тональности повествования, основной мысли, заложенной в произведении и личных впечатлениях учащихся о повести.
  Рассказ «Пролётный гусь». Самостоятельное чтение учащимися рассказа, продолжающего мысль, начатую в повести «Весёлый солдат». Домашнее сочинение: рецензия или эссе.
  «Жестокие романсы». Работа учащихся в парах, подготовка сообщений: портретная и психологическая характеристика главного героя; галерея человеческих типов, приём антитезы в их показе; горькая участь фронтовика в произведении Астафьева.
  Тема природы в рассказах «Тень рыбы», «Улыбка волчицы», «Ельчик-бельчик». Самостоятельное чтение учащимися одного из рассказов, его презентация классу. Сочинение «Как раскрывает Астафьев мысль об ответственности человека за природу в своих произведениях?».
3 В. Быков (3 часа). Углубление темы Великой Отечественной войны. Повесть «Полюби меня, солдатик...». Обсуждение прочитанной повести с использованием рекомендованных для беседы направлений: причина острой полемики вокруг повести Быкова; современное осмысление социально-психологического среза в произведении; нравственные основы личности в трагических коллизиях войны; образ молодого солдата, щемящая совестливость, чистота юной души; женщина и война; проблема милосердия и человечности в произведении писателя. (Возможно свободное обсуждение вопросов, мыслей, возникших в ходе чтения повести.)
  Изображение послевоенной деревни в рассказе «Пасхальное яичко». Мини-исследование учащихся в группах: изображение послевоенной деревни, приметы времени в рассказе; образ Выползка (история его жизни, «говорящее» имя, самохарактеристика, роль внутренних монологов); «женское счастье» Ганны; смысл концовки в рассказе.
  «Глухой час ночи». Самостоятельное знакомство учащихся с рассказом. Написание сочинения-рассуждения «Человек в условиях выбора» или «В чём состоит нравственный потенциал рассказа Быкова „Глухой час ночи”»?
4 Е. Носов (3 часа). Рассказ «Сронилось колечко». Выступление творческих групп с подготовленными исследовательскими работами:
  1. Изображение деревни накануне и во время коллективизации. Поэтизация старого уклада в рассказе Носова.
  2. Образы деда и бабки. Гибель патриархальной традиционной жизни русского крестьянства.
  3. Представители власти в рассказе.
  4. Художественное своеобразие рассказа. Роль вставных конструкций. Символика в рассказе (колечко от люльки, белая скатерть, лежанка в изразцах в доме деда). Смысл концовки.
  «Красное, жёлтое, зелёное». Отражение особенностей эпохи. Уважение к человеку труда. Судьба детей. Драматическая развязка рассказа, его нравственное содержание. Написание творческой работы. Варианты:
  1. Страничка из дневника героя.
  2. Творческий пересказ «Один день из моей жизни» от лица героя с включением описания психологического состояния рассказчика.
  Рассказы «Фагот» и «Костёр на ветру». Письменный развёрнутый ответ на один из вопросов:
  1. В чём специфика показа войны писателем?
  2. Можно ли утверждать, что в показе войны Носов следует толстовским традициям?
  «Тёмная вода». Самостоятельное чтение рассказа учащимися и написание сочинения-миниатюры «Чем привлекателен для читателя образ простой русской крестьянки в рассказе Носова?».
5 Б. Екимов (4 часа). «Враг народа». Комментированное чтение фрагментов рассказа, беседа:
А. Разговор Раисы и Лёльки (гл. 2).
Б. Совет Тарасова с сыном (гл. 3).
В. «Суд» односельчан над Тарасовым (гл. 3).
Г. Горькие воспоминания (конец гл. 3).
  Цикл рассказов «Житейские истории». Самостоятельное чтение рассказов. Написание рецензии на один из них.
  «Фетисыч». Работа в малых группах: мини-исследования (образ главного героя, детали трудного быта в рассказе, образы учителей, эпизодические образы, роль пейзажа, интерьера, образ гибнущей деревни в рассказе).
  «Возвращение». Самостоятельное чтение рассказа. Написание сочинения-рецензии с использованием опорных фраз:
— проблема нравственных ценностей народа в изменяющемся мире; пристальный интерес писателя к сложному духовному миру человека; лиризм мироощущения в рассказе; тема духовной связи поколений; восприятие природы во всём многообразии её красок, звуков, запахов; поиски нравственного идеала в женских образах; сострадание и милосердие русской женщины.
6 В. Распутин (3 часа). «Изба». Работа в парах по темам: мотив разрушения и строительства в рассказе; символика в рассказе; нравственные уроки Агафьи.
  «Женский разговор». Опыт медленного чтения. Совместное комментирование текста по следующим направлениям: тема разговора, диалога в рассказе; смысл названия; психологический портрет Вики; трудная любовь Натальи; две «женские правды» в рассказе; пейзаж, антитеза как основной художественный приём в рассказе.
  «В ту же землю». Пересказ ключевых эпизодов рассказа. Впечатления от прочитанного. Беседа по направлениям: нелёгкая судьба Пашуты; проблемы современной деревни, власти, семьи и воспитания в рассказе; противопоставление города и деревни в рассказе; нравственные проблемы в рассказе.
  «Нежданно-негаданно». Самостоятельное знакомство с рассказом. Написание рецензии или эссе.
7 Г. Бакланов (1 час). «Кондратий». Урок-размышление: «Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение в рассказе Бакланова» (свободное обсуждение).
8 Новое слово в показе войны. А. Адамович (1 час). «Немой». Слово учителя о творчестве А. Адамовича. Обсуждение прочитанного рассказа в дискуссионной форме либо беседа по вопросам: необычность сюжета и конфликта; событие, поставившее перед выбором, цена любви; драматичность повествования, суровая правда о войне; попытка писателя пробудить в человеке милосердие, любовь к ближнему, отвращение и ненависть к насилию; публицистичность стиля повествования.
  О. Ермаков (1 час). «Последний рассказ о войне». Наш современник на войне. Выступление подготовленного ученика с сообщением из истории войны в Афганистане. Слово учителя о творчестве О. Ермакова. Беседа с учащимися по прочитанному произведению.
9 Новые имена. Л. Улицкая (2 часа). «Сонечка», «Дочь Бухары». Слово учителя о художественной манере писательницы. Комментированное чтение фрагментов рассказов. Беседа по темам: цена любви в произведениях Улицкой; поиски идеала в женских образах; сострадание, милосердие и жертвенность женщины; своеобразие языка.
  Ю. Буйда (2 часа). «Весёлая Гертруда», «Синдбад Мореход», «Всё больше ангелов», «Пятьдесят два буковых дерева». Самостоятельное знакомство учащихся с одним из рассказов, его презентация классу.
  Урок-конференция по прочитанным произведениям (2 часа). Представление учащимися самостоятельно подготовленных исследовательских, творческих работ и рефератов.

Программа была опубликована в сборнике МИОО «Преподавание литературы учащимся с филологической одарённостью».

Ваш репетитор

© Repetitors.info, 2012-2024

Выберите город